КАССА  ТЕАТРА 8 (3467) 90 33 55 купить билет Учреждения культуры ЮГРЫ

Ребёнок не должен смотреть халтуру
Ребёнок не должен смотреть халтуру
На гастролях в Югре впервые побывал самый большой театр кукол в мире – Театр кукол им. С. В. Образцова. Театр привёз легендарный спектакль «Необыкновенный концерт», взрослую премьеру «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и сказки. Три года назад у театра Образцова появился главный режиссёр – молодой, но уже знаменитый Борис Константинов, трижды лауреат театральной премии "Золотая Маска". Борис провёл для нашего театра мастер-класс и ответил на наши вопросы.

- Как сегодня театру кукол конкурировать с масштабными, красочными мультфильмами в 3D, говорящими игрушками и интернет-играми? Чем театр кукол сегодня удивляет?

- Мне кажется, что театр кукол не должен гнаться за мультфильмами и играми. Он силён своей самобытностью, для нас важнее не поразить ребёнка «широтой размаха», а вовлечь его, дать ему живое общение.

- Сегодня дети не такие, как 20 лет назад, и даже не такие, как 5 лет назад. Должен ли театр кукол учитывать клиповое мышление, повышенную активность современных детей?

- Сегодня, как и 20 и 5 лет назад, заполучить и удерживать внимание ребёнка довольно сложно. Важным фактором для меня было и остаётся качество. Ребёнок, даже будучи очень благодарным зрителем, не должен смотреть халтуру. Помимо этого, необходимо учитывать психологию восприятия той или иной возрастной категории.

- Как рождаются идеи для новых спектаклей? Надо много читать или смотреть по сторонам?

- Читать, я считаю, нужно обязательно. Из-за того, что у меня часто категорически не хватает времени, читаю я уже не так много, как хотелось бы. Смотреть по сторонам – тоже хорошее занятие. Порой ты можешь что-то увидеть, потом про это что-то прочитать, а затем уже придумать что-то своё.

- Каково это, управлять крупнейшим театром кукол в мире? Традиция и авторитет Образцова не довлеют?

- У театра огромное наследие и свои многолетние традиции. Я не стремлюсь их разрушить, наоборот, старюсь взять всё хорошее за основу, сделав фундаментом. Для меня «традиции Образцова» - это, в первую очередь, качество. Хотелось бы сохранить его в старых спектаклях и не занижать планку в новых, чтобы самому Образцову, будь он среди нас, не было бы стыдно за свое детище.

- Вы видели много спектаклей по всей стране. В каком состоянии сейчас находятся региональные, небольшие театры кукол?

- Для каждого театра всё индивидуально. Меня радует, что многие коллективы не боятся выйти из своего привычного репертуара для детей, с которым они могут ездить по провинции и зарабатывать деньги. Чувствуется желание познавать новое, развиваться и идти дальше. Сейчас есть тенденция ставить экспериментальные спектакли именно в провинции, куда приглашают именитых режиссёров, и они, совместно с труппой театра, создают очень актуальные и интересные работы. Артисты в региональных театрах легко идут на эксперимент и готовы мыслить по-новому, за рамками повседневных спектаклей «про медвежат и зайчиков».

- Как сибирскому парню из-под Иркутска пробиться в главный театр кукол страны?

- У меня никогда не было такой цели – возглавить театр или покорить Москву. Главным я считал и считаю путь вперёд и собственное развитие, ведь жизнь кукольника – дорога. Земля круглая, хочется постараться всю её обойти. Складно сказано у Юрия Антонова:
Мой путь прост,
Иду от песни к песне,
А нет нужных слов -
Стою на месте.

- Главный режиссёр – это отец для актёров или Карабас-Барабас? Как управиться с труппой в 60 человек?!

- Думаю, что такие отеческо-материнские или надзирательные эпитеты скорее присущи дирекции театров, это они пекутся о нас и когда надо - «держат в теле», организуют нас, могут и кнутом, могут и пряником наградить. Я же сам стараюсь не ставить себя выше труппы и быть не как отец, а как брат.

- Учитывая богатый актёрский опыт, не хочется выйти на сцену поиграть?

- Сегодня на такой эксперимент для самого себя нет времени, да и нет необходимости. Быть может, она возникнет в будущем, если я пойму, что какие-то вещи смогу сыграть только сам.

- Главные театральные премии страны - «Золотые Маски», которых вы получили аж три – помогают в работе? Больше предложений, возможностей, известность?

- Я бы сказал, что они отвлекают, есть опасность возгордиться, потерять то настоящее, что заложено в человеке.

- С какими самыми необычными куклами приходилось работать?

- Всякая кукла индивидуальна. Одной из самых сложных я бы назвал трюковую марионетку, с множеством нитей и каким-либо заложенным в ней фокусом. Необычной можно назвать любую куклу моего друга - художника Виктора Антонова, его авторские работы всегда представляют собой нечто особенное: будь то простая планшетка, или гапитная кукла с затейливой механикой.

- С чего начинается театр кукол? Тоже с вешалки или с вешалки для куклы?

- Что касается выражения Станиславского про вешалку, в котором затрагивается этический момент ведения дел в театре, где важен каждый «гвоздик», то оно распространяется и на театр кукол тоже. И у нас он начинается «с вешалки».
Театр кукол же, как само явление, возможно, древнее театра драматического. Много споров о том, где и когда он зародился. Некоторые историки театра говорят, что у его истоков – древние обрядовые ритуалы и действа.