КАССА  ТЕАТРА 8 (3467) 90 33 55 купить билет Учреждения культуры ЮГРЫ

«Чехов — это, прежде всего, о человеке, а о человеке — всегда сложно»
«Чехов — это, прежде всего, о человеке, а о человеке — всегда сложно»
3 декабря в Ханты-Мансийском театре кукол состоится премьера спектакля для взрослых «Чехов. Рассказы», за основу которого были взяты произведения великого классика. В преддверии этого театрального события главный художник ХМТК Лилия Жамалетдинова рассказала об особенностях создания спектакля и воспроизведения чеховского мира на сцене театра. 

«Как появилась идея создать такой спектакль?» 

— Я, на самом деле, очень давно хотела поставить что-нибудь из Чехова и постоянно терроризировала Елену Николаевну, главного режиссёра: «Давай сделаем Чехова!» Давно хотелось поработать с этим автором, и вот, наконец-то, мы созрели. Наверное, это моя первая работа с таким взрослым, глубоким текстом. 

«Почему вас заинтересовал именно Чехов?» 

— Чехов вообще, как ни странно, очень актуальный автор. В своих произведениях он и сейчас говорит с нами на понятном языке, раскрывает проблемы, которые ежедневно нас волнуют. Когда ты погружаешься в книгу Чехова, ты как будто погружаешься в себя самого, вступаешь в диалог о себе. Мне очень хотелось глубоко уйти в этот материал. Когда ты изучаешь произведение на тех же уроках литературы в школе, ты не погружён так сильно в материал. Да, ты читаешь, ты сопереживаешь, ты ходишь в раздумьях какое-то время, но потом у тебя остаётся только осадок в памяти о прочитанном. А когда ты берёшь тот же текст как художник, ты уже, конечно, начинаешь копать гораздо глубже, думать над судьбами героев и проводить параллели с людьми, живущими вокруг тебя. 

«О чём для вас этот спектакль?» 

— Это спектакль о людях, о нас с вами. Рассказы, взятые за основу спектакля, очень разные, но при этом говорят нам об одном: делаем ли мы судьбоносные выборы сами или неизбежно плывём по течению, что такое судьба, как она складывается или почему она не складывается. 

«Можно ли назвать «Чехова» одним из самых сложных с точки зрения постановки наших спектаклей?» 

— Для меня - да. По крайней мере, из того, что я делала в этом театре. Сам литературный материал невероятно трогательный — настолько тонкая работа с человеческой душой. Чехов — это, прежде всего, о человеке, а о человеке— всегда сложно. 

«Учитывая, что спектакль состоит из четырёх самостоятельных историй, будут ли декорации меняться на протяжении спектакля или они сохраняются?» 

— У нас есть несколько основных станков, которые мы используем в течение всего спектакля, просто меняя их расположение на сцене. Они превращаются то в корабль, то в город, то в столы и стулья. Мы отталкивались от сценического пространства и пытались сделать из минимума максимум. Сейчас, когда я взялась за «Чехова», я поняла, насколько мне мало нашей сцены. В этом спектакле очень много живого плана, больших эмоций, которые распирают человек изнутри… Но и у нас в итоге получилась такая уютная небольшая история о больших трагедиях.

«Какие виды театральных кукол можно будет увидеть в спектакле?» 

— Каждый рассказ у нас предполагает свою систему кукол. В «Шуточке» — маленькие планшетные куклы, в «Чёрном монахе» — планшетки и маски, во «Вспыльчивом человеке» используются разные системы, в частности, ростовые куклы, а для «Попрыгуньи» мы впервые в истории нашего театра изготовили шарнирных кукол. Шарнирные куклы — очень непростая в изготовлении и устройстве система, с которой мои цеха столкнулись впервые и с которой мы успешно справились. 

«Сколько примерно кукол было изготовлено?»

— Скажу так: персонажей в спектакле очень много, и они все разные. Есть как масштабные, так и совсем интимные герои. Я бы сказала, что там около 40 предметов, потому что куклы — это не всегда планшетки с руками и ногами, это иногда может быть и предмет. 

«С какими сложностями вы столкнулись в процессе создания?» 

— Для меня была одна большая сложность разобраться в текстах Чехова, потому что там очень много всего: боли, разочарования или, напротив, тепла — прямо как в жизни. Мне кажется, что разобраться в жизни — то же самое, что разобраться в Чехове. 

«Чем вы вдохновлялись при создании спектакля?» 

— Людьми вокруг. Я ищу вдохновение в человеческих историях, потому что, на самом деле, каждый из нас уникален, со всеми своими мыслями и чувствами. Каждый из нас уникально любит это солнце, эту природу, уникально воспринимает этот мир. И, на мой взгляд, эта человеческая уникальность Чеховым подчёркнута с поразительной чуткостью.