КАССА  ТЕАТРА 8 (3467) 90 33 55 купить билет Учреждения культуры ЮГРЫ

Интервью с Анатолием Гущиным
Интервью с Анатолием Гущиным
В апреле под потолком Большого зала ХМТК взлетели настоящие воздушные змеи — состоялась премьера спектакля «Та сторона, где ветер» (12+) по мотивам повести Владислава Крапивина. О стихиях, природе человеческих отношений и задумке спектакля мы поговорили с режиссёром постановки, Анатолием Гущиным. 

 «Чем вас привлекла данная повесть?» 

 — Меня привлекло именно название. Я прочитал: «Та сторона, где ветер», и подумал: «О! Это стихия воздуха! Это мне это интересно». Когда я читал, тоже окунулся в мир своего детства. Вспомнил и свои крыши, и моменты взаимоотношений с родителями, узнал себя в определённых героях. Также меня привлекло то, как Крапивин мастерски описал внутренний мир ребёнка — то, чего не удаётся увидеть взрослым за пеленой своих проблем. 

 «Какие темы раскрываются в спектакле?»

— Я обозначил нашу встречу с артистами путешествием по созданию спектакля, и на протяжении этого пути мы очень много нашли, было даже жалко расставаться с тем, что не войдёт в спектакль. с художником-постановщиком Ариной Владимирской и актёрским составом спектакля с художником-постановщиком Ариной Владимирской и актёрским составом спектакля Мы пытались разобраться с тем, что же такое «человек». В детстве, когда мы учимся, нам говорят: «Вырастешь — станешь человеком», потом ты вырастаешь, а тебе всё равно говорят: «Веди себя по-человечески». А когда же ты становишься человеком? Что должно случиться, чтобы ты им стал? Интересно было разобраться и с понятиями «никогда» и «ничего» — исследовать, как можно по жизни ориентироваться в полной темноте. Мы с артистами пробовали поставить себя на позицию другого: что такое человек, который лишён зрения и в этом мире двигается «наощупь». Хотелось по-другому, глубже взглянуть на тему дружбы. Кто такой друг? Какими качествами он обладает? За счёт чего дружба выстраивается? Как некий ориентир здесь у нас возникла тема песни Высоцкого «Если друг оказался вдруг…» Ну и, конечно же, тема отцов и сыновей, где отец — то ли друг, то ли воспитатель. В спектакле мы разбирались, применяем ли мы обычно в жизни методы воспитания или методы послушания, когда пытаемся достучаться до другого человека, и работают ли эти методы. 

«Эта история в большей степени посвящена мальчишкам или взрослым, которые когда-то были мальчишкам?» 

 — Возрастной ориентир мы не ставили. Мне кажется, что каждый человек происходит через путь детства, независимо от тех «декораций», где мы росли. В спектакле мы пытаемся говорить о человеческих вещах, которые свойственны каждому из нас, вне зависимости от расы, религии, цвета кожи и так далее.
 
«Действие повести происходит в 1960-е годы. А является ли время и пространство спектакля абстрактным?» 

 — Да, можно так сказать. Нашей целью не было добиться воссоздания того временного промежутка, когда повесть была написана. Конечно, сейчас уже появились другие возможности — Интернет, гаджеты, увлекающие детей. Но нас интересовали общечеловеческие ценности, которые остаются, в какой бы период человек ни жил. 

«Почему в данной постановке вы решили отказаться от чёткого распределения ролей между актёрами?»

 — Умение, которое мы пытались приобрести в процессе работы, — это умение слышать другого человека. Для того, чтобы услышать кого-то, ты должен встать на его позицию, оказаться там же, пройти весь этот путь. Также каждый из персонажей — это часть нас: в разных ситуациях, в разных периодах жизни мы поступаем либо как Генка, либо как Владька, либо как Воробей и так далее. Интересно было, как ребята находили себя через этих персонажей, приоткрывая разные грани. Ритм, характер в самой пластике кукол меняются в зависимости от того, кто прикасается к ней. А так как все семь человек — это семь разных нот, каждое прикосновение даёт нам новый спектр того, что сложно выразить во всём объёме одному артисту. 

 «А кто из героев истории ближе лично Вам?»

 — Главный герой, Генка, мне ближе оттого, что мне знаком этот школьный опыт общения с учителями, когда говорят: «Из тебя ничего не выйдет!», и когда ты родителям обещаешь исправиться. Даёшь слово — внутренне — и держишь, чтобы не предать самого себя. У нас есть порывы в жизни, когда мы очень чётко осознаём, чего нам не хватает и чего нам хочется. Но следом за этим порывом начинается проверка: действительно ли ты готов нести ответственность за свои действия и своё бездействие. Это важный для меня момент понимания, который позволяет по-другому относиться к тому, что происходит в твоей жизни. 

 «Поделитесь своими мыслями после премьеры. Всё ли задуманное получилось?» 

 — Да, всё получилось, даже гораздо лучше, чем предполагалось. Во-первых, конечно, мы ожидали, что будем ставить на Малой сцене. Но, когда я зашёл в Большой зал в первый раз, мне очень понравилась эта атмосфера. Я услышал внутренний запрос самого театра: есть помещение, оно очень большое, и театральный воздух сюда ещё не доходит. Мне кажется, нам всем просто очень сильно повезло, что так случилось. Это называется удачей — оказаться в нужном месте в нужное время с нужными людьми. А дальше уже прилагай усилия, не отступай. От многих задумок пришлось отказаться, иначе мы бы просто не уложились в срок. Артисты — молодцы, вышли очень мужественно, не дрогнули, несмотря на то, что второй прогон спектакля уже был сдачей на зрителя. И я понимаю, как это волнительно. Но по-другому как мы могли прийти к схожему ощущению того, что испытывает Владька, тот же персонаж, который двигается в полной темноте? Вот здесь, в моменты творчества, я ощущаю себя Владькой. Когда ты подбираешь образы, придумываешь что-то — ты тоже движешься наощупь. Сделаешь неверный шаг — можешь споткнуться и набить себе шишку. Но если ты не боишься набивать эту шишку, начинает дуть попутный ветер, который проявляется в окружающих людях, в их стараниях. Я очень ценю всё, что было сделано. 

«Я очень люблю Ханты-Мансийск. Мне нравится земля, нравятся люди, которые здесь есть, мне нравится природа… Прилетаю сюда с большим удовольствием и ощущением, словно прилетаю на мою маленькую Родину. Здесь происходило очень много встреч, которые меня преобразили, я многому научился и получил интересный опыт, который мне помогает идти в своём направлении».