«О чём ваш новый спектакль?»
Наталья: — Это моя самоирония по поводу семейной жизни. Создать семью – дело сложное, а сохранить её и прожить вместе долго и счастливо – ещё сложнее. Цаплю и Журавля непреодолимо тянет друг к другу, но в то же время у каждого из них вздорный характер, каждая встреча оканчивается нелепой ссорой.
Наша жизнь состоит из мелочей и пустяков, мелких ссор и конфликтов. Помогает справляться с этим чувство юмора и, конечно, любовь – она в основе всего.
«Мысль однозначно созидательная. А как её выразить через сказочных героев, птиц?»
Виктор: — Мы всегда вытаскиваем на сцену каких-то животных, сказочных персонажей, но говорим-то о людях. Цапля и Журавль – это такие старики, у которых большая жизнь за плечами. А шире: это мы с вами, которые пытаются найти общий язык, вместе жить на одном поле, в одном болоте.
Выходной день. Родители отдыхают, а старики и дети на детской площадке во дворе. Это такое метафизическое место. Сначала ты маленький ползаешь по горкам во дворе, потом ты подросток и лезешь на перекладины повыше, чтобы тебя не трогали, потом ты приводишь своих детей на площадку, потом ты пенсионер: сидишь на лавочке и обсуждаешь детей, подростков. Здесь проходит жизненный цикл.
«Какие будут куклы – герои спектакля?»
Виктор: — Мир спектакля состоит из простых предметов. Если приглядеться к главным героям Журавлю и Цапле, они такие же зонтики, перчатки. Товарищ главного героя Кот – совершенно бытовой предмет, практически мусор – картонная коробка, дырявая и рваная, что вполне соответствует каждому дворовому коту.
Чтобы точнее воплотить образы, я, например, иду во двор и наблюдаю за воробушками, зарисовываю, запоминаю, записываю повадки. У нас в спектакле такие воробушки-неваляшки, они всегда приземляются на попу. Так и у реальных птиц присутствует встроенный гироскоп, они идеально держат равновесие. Ещё я узнал, что клюв у цапли длиннее, чем у журавля – и у нас в куклах будет именно так.
Поскольку «Цапля и журавль» очень человеческая история, полностью отдавать её куклам не хотелось. Сложной механики, гапитов, марионеток не будет. Куклы у нас в основном предметы, они будут подчёркивать эмоции, переживания героев-актёров, но не перекрывать их. Прежде всего человек, а потом уже кукла.
«Почему была выбрана именно эта не очень известная сказка?»
Наталья: — У меня с юности любовь к мультику Норштейна «Цапля и журавль». Сегодня мне это актуально, я отталкиваюсь, прежде всего, от себя. У меня муж, двое детей, школа началась у старшего. Когда я делюсь своими жизненными ситуациями с коллегами своего возраста, понимаю, что это сплошь и рядом: все «на нервяке», «на взводе», «на стрессе». Когда мы понимаем, что не одиноки – мы становимся сильнее.
По-моему, одна из главных функций театра – увидеть, что ты такой не один со своей проблемой. И это даёт силы, ведь мы всегда наступаем на одни и те же грабли – из этого состоит жизнь.
Мне кажется, наш спектакль будет давать вдохновение семьям преодолевать семейные пустяки и оставаться вместе несмотря ни на что, быть рядом, поддерживать друг друга, не покидать.
«Кстати, как вам работать семейным дуэтом, есть сложности?»
Виктор: — Поскольку мы всегда находимся рядом, то как будто постоянно на работе. Приходишь с работы домой и обсуждаешь работу. Если один из нас начинает сдавать, другой хватает его за шкирку и говорит: «Работай!», так что почти нет шансов не воплотить замысел. Так гораздо интереснее работать. Мы наблюдаем за своими детьми, друг за другом – сами и учёные, и лабораторные мыши. Когда ты работаешь с детским материалом, у тебя есть готовый зритель, ты можешь проверять на своих детях кукол, какие-то приёмы.
«Чем вам запомнился ХМТК, снежный Ханты-Мансийск?»
Наталья: — Я с радостью приехала снова в Ханты-Мансийск: здесь отзывчивые артисты, профессиональные цеха. Я знаю, что здесь мою идею не закопают, а, наоборот, раскроют, обогатят, поднимут на новый уровень.
Виктор: — Невысокий город, который открыт для солнца, количество берёз зашкаливает. Город вокруг леса – такого я больше нигде не видел.